Об авторе метода
Автор метода — Хава Шелхав — родилась и живет в Израиле. Она была одной из первых 13 учеников Моше Фельденкрайза, которые работали с ним на протяжении многих лет.
В 1985 г. она защитила магистерскую диссертацию «Применение метода Фельденкрайза в работе с детьми с ДЦП» в университете Бостона, а в 1998 г. получила докторскую степень, защитив диссертацию о влиянии метода Фельденкрайза на процесс обучения.
Много работая с взрослыми по методу Фельденкрайза, доктор Шелхав заметила, что многие проблемы, которые выявляются во взрослом возрасте, берут свое начало в раннем детстве и многих сложностей можно было бы избежать, если бы ребенок получил в нужное время бережную сенсо-моторную стимуляцию. Постепенно Хава Шелхав разработала свой собственный метод Child'Space, основанный на применении метода Фельденкрайза в работе с детьми и их близкими взрослыми, для мониторинга развития и ранней коррекции нарушений у детей раннего возраста.
В настоящее время метод успешно применяется во многих странах мира — в разных странах Европы, США, Израиле, Японии, Австралии, Южной Кореи, Аргентине. В 2019 г. вышла книга Хавы Шелхав о методе Child'Space
Особенности метода Child'Space
— важность понятия темпа и пространства
В названии Child'Space «спрятано» два смысла. Одно из значений «Child'Space» — «пространство ребенка», поскольку для гармоничного развития ребенок должен иметь возможность самостоятельно исследовать пространство, которое его окружает. Если перенести апостроф, получится «Childs'Pace» — «темп ребенка», ведь у каждого ребенка свой темперамент и свой темп развития, и его необходимо учитывать. Очень важно понять этот индивидуальный темп, чтобы не упустить, но и не форсировать следующий этап развития
— мониторинг раннего развития младенца и внимание к любой возникающей проблеме, какой бы незначительной она не казалась
При столкновении со сложностью при совершении какого-либо двигательного элемента мозг ребенка, а за ним и тело развивает компенсаторное движение для проблемного элемента, и это временное решение постепенно превращается в паттерн, который с годами ухудшает качество движения и поведения человека в целом. Чем раньше мы покажем мозгу ребенка альтернативные варианты движения, тем больше шансов, что компенсаторные паттерны не закрепятся
— позитивное наблюдение
Мы делаем акцент на том, что ребенок может делать, а не на том, что ему пока недоступно, и постепенно добавляем новые элементы к арсеналу движений ребенка, в противоположность классическому подходу, когда специалисты фокусируются на том, что в движении неправильно и что нужно исправить, тем самым лишь активируя неправильные компенсаторные паттерны движения
— вовлечение родителей в процесс занятий
Этому моменту в методе Child'Space придается исключительная важность, поскольку родители находятся в уникальном положении, которое дает им возможность замечать мельчайшие нюансы двигательного развития ребенка, в отличие от специалистов, которые видят ребенка в течение ограниченного периода времени. Родители обучаются наблюдению и учатся стимулировать двигательное, эмоциональное, сенсорное и когнитивное развитие ребенка, используя игры и повседневные ситуации.
Некоторые общие принципы проведения занятий по методу Фельденкрайза, который лежит в основе Child'Space
— отсутствие какого-либо набора упражнений или техник — любой урок по методу уникален. Практик, начиная занятие, никогда заранее не может знать, что именно он будет делать, все строится от индивидуальной потребности ребенка в данный конкретный момент.
— медленность движений
замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и способствует обучению через осознавание, что является основной идеей метода Фельденкрайза
— работа всегда начинается с более функциональной, «лучшей» стороны или части тела
ребенок должен ощущать свои возможности, а не ограничения, поэтому для начала занятия мы всегда выбираем ту часть тела, в которой движение более свободно
— очень важны паузы
Паузы позволяют ребенку почувствовать разницу в ощущениях, и способствуют осознованию
— важность работы в горизонтальном положении
чтобы освоить новые паттерны движения и изменить привычные паттерны, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести
— даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком
мы можем изменить, например, организацию таза, работая со стопами.
— мы идем от глобального движения к дифференцированному, от генерализованных недифференцированных движений к более мелким и точным
— важность сенсорной информации (зрительной, кинестетической, тактильной), которая сопровождает действие
Привлечение внимания к сенсорной информации, сопровождающей движение (например, какие части моего тела участвуют в движении, какой звук при этом я слышу, какой уровень усилия мне приходится прилагать) развивает осознование и способствует обучению