О методе Child'Space

Об авторе метода

Автор метода — Хава Шелхав — родилась и живет в Израиле. Она была одной из первых 13 учеников Моше Фельденкрайза, которые работали с ним на протяжении многих лет. 

В 1985 г. она защитила магистерскую диссертацию «Применение метода Фельденкрайза в работе с детьми с ДЦП» в университете Бостона, а в 1998 г. получила докторскую степень, защитив диссертацию о влиянии метода Фельденкрайза на процесс обучения.  

Много работая с взрослыми по методу Фельденкрайза, доктор Шелхав заметила, что многие проблемы, которые выявляются во взрослом возрасте, берут свое начало в раннем детстве и многих сложностей  можно было бы избежать, если бы ребенок получил в нужное время бережную сенсо-моторную стимуляцию.  Постепенно Хава Шелхав разработала свой собственный метод Child'Space, основанный на применении метода Фельденкрайза в работе с детьми и их близкими взрослыми, для мониторинга развития и ранней коррекции нарушений у детей раннего возраста.  

В настоящее время метод успешно применяется во многих странах мира — в разных странах Европы, США, Израиле, Японии, Австралии, Южной Кореи, Аргентине. В 2019 г. вышла книга Хавы Шелхав о методе Child'Space


Особенности метода Child'Space

— важность понятия темпа и пространства

В названии Child'Space «спрятано» два смысла. Одно из значений «Child'Space» — «пространство ребенка», поскольку для гармоничного развития ребенок должен иметь возможность самостоятельно  исследовать пространство, которое его окружает. Если перенести апостроф, получится «Childs'Pace»  — «темп  ребенка», ведь у каждого ребенка свой темперамент и свой темп развития, и его необходимо учитывать.​ Очень важно понять этот индивидуальный темп, чтобы не упустить, но и не форсировать следующий этап развития

— мониторинг раннего развития младенца и внимание к любой возникающей проблеме, какой бы незначительной она не казалась

При столкновении со сложностью при совершении какого-либо двигательного элемента мозг ребенка, а за ним и тело развивает компенсаторное движение для проблемного элемента, и это временное решение постепенно превращается в паттерн, который с годами ухудшает качество движения  и поведения человека в целом. Чем раньше мы покажем мозгу ребенка альтернативные варианты движения, тем больше шансов, что компенсаторные паттерны не закрепятся

— позитивное наблюдение

Мы делаем акцент на том, что ребенок может делать, а не на том, что ему пока недоступно, и постепенно добавляем новые элементы к арсеналу движений ребенка,  в противоположность классическому подходу, когда специалисты фокусируются на том, что в движении неправильно и что нужно исправить, тем самым лишь активируя неправильные компенсаторные паттерны движения

— вовлечение родителей в процесс занятий

Этому моменту в методе Child'Space придается исключительная важность, поскольку родители находятся в уникальном положении, которое дает им возможность замечать мельчайшие нюансы двигательного развития ребенка, в отличие от специалистов, которые видят ребенка в течение ограниченного периода времени. Родители обучаются наблюдению и учатся стимулировать двигательное, эмоциональное, сенсорное и когнитивное развитие ребенка, используя игры и повседневные ситуации. 


Некоторые общие принципы проведения занятий по методу Фельденкрайза, который лежит в основе Child'Space

 отсутствие какого-либо набора упражнений или техник — любой урок по методу уникален. Практик, начиная занятие, никогда заранее не может знать, что именно он будет делать, все строится от индивидуальной потребности ребенка в данный конкретный момент. 

— медленность движений 

замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и способствует обучению через осознавание, что является основной идеей метода Фельденкрайза

— работа всегда начинается с более функциональной, «лучшей» стороны или части тела

ребенок должен ощущать свои возможности, а не ограничения, поэтому для начала занятия мы всегда выбираем ту часть тела, в которой движение более свободно

— очень важны паузы

Паузы позволяют ребенку почувствовать разницу в ощущениях, и способствуют осознованию

— важность работы в горизонтальном положении

чтобы освоить новые паттерны движения и изменить привычные паттерны, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести 

— даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком 

мы можем изменить, например, организацию таза, работая со стопами. 

— мы идем от глобального движения к дифференцированному, от генерализованных недифференцированных движений к более мелким и точным 

— важность сенсорной информации (зрительной, кинестетической, тактильной), которая сопровождает действие

Привлечение внимания к сенсорной информации, сопровождающей движение (например, какие части моего тела участвуют в движении, какой звук при этом я слышу, какой уровень усилия мне приходится прилагать) развивает осознование и способствует обучению